Месяц в Китае: другой мир возможен

Идея месячного путешествия по Китаю возникла тогда, когда мой коллега-китаец вскользь упомянул, что он родом из маленького периферийного городка с населением три миллиона человек. «Что же это за страна, где три миллиона — маленький городок?», — подумал я, решив посетить и эти небольшие «городки», и самые крупные мегаполисы Китая. Вначале я проложил маршрут по крупнейшим городам, а затем он «оброс мясом» и был подкорректирован — углы сглажены, пробелы дополнены.

В этой статье я хотел бы рассказать именно о городах — а точнее, о кипящей в них общественной жизни. Помимо инфраструктуры, города имеют социальное тело — ведь транспортная инфраструктура, это такая же важная часть города, как и городские традиции. Я попытаюсь дать своим читателям живое описание городов, их организованной жизни, привычек их жителей, устройства быта — причем, таким образом, чтобы не только поделиться своими наблюдениями, но и оставить читателю место для собственных выводов.

Вопросы урбанистики

Если вы интересуетесь урбанистикой, вы должны ехать в Китай прямо сегодня. Где еще вы сможете осмотреть десятимиллионные города, построенные tabula rasa, на ровном месте? Более того — процесс создания многомиллионных городов поставлен тут на конвейер, в хорошем смысле. Креативность при строительстве городов возникает там, где нужно «вставить костыль» — быстро и дешево решить проблему, здесь и сейчас. Если же проблемы развития города решаются системно, то их решения будут стандартны, типично и однообразны.

Города Китая удобны не только местным жителям, но и любому человеку — насколько это вообще возможно сегодня. И если европейские мегаполисы зачастую вводят приезжего даже из соседнего городка человека в ступор, то житель Полтавы за день легко освоится в 24 миллионном Шанхае.

В первую очередь, дело в том, что города Китая двумерные. Жителям постсоветских стран сложно понять, о чем идет речь, и как это важно — однако, пространство «нормальных» прозападных мегаполисов разорвано хуже, чем на картинах Эшера. Представьте себе дом из четырех комнат, где каждая комната находится в отдельном пространстве, и вы не можете просто пройти в соседнюю комнату, двигаясь в ее направлении. В европейских даунтаунах вы можете видеть небоскреб прямо перед собой, но вы не можете к нему подойти. Местные жители, как лабораторные крысы, выучивают это лабиринт и ловко по нему бегают. Но на приезжего, или на жителя другого района, такой город не рассчитан — ведь капитализм вообще не предполагает, что пролетарии будут куда-то там ездить.

Да, так устроены все капиталистические мегаполисы, до Гонконга включительно: там царит хаос глобального планирования, отчасти «компенсированный» оптимизацией пространства в рамках отдельного перекрестка. А вот в Китае — иначе. Я вижу небоскреб, иду в его направлении, и могу прямо к нему подойти. Повторюсь, для жителей бывших советских республик, где существовала та же концепция градостроения, здесь нет ничего удивительного. Но в мире все иначе, и задача «пройди в соседний небоскреб» иногда вовсе не тривиальна в адской путанице хаотичной застройки мировых культурных столиц.

Все китайские города стандартизированы — в хорошем смысле этого слова. Города имеют сетку улиц, ориентированную по сторонам света — причем, этой традиции тысячи лет.

Вокзалы также называются по сторонам света, а главные транспортные артерии почти всегда называются по своим направлениям: например, почти в каждом городе есть своя «Пекинская Дорога». В Китае я постоянно пользовался компасом в телефоне — это очень удобно, когда ты вышел из метро на большом перекрестке. Вообще, считается, что первые в истории города с плановой застройкой были построены именно в Китае. И, наблюдая современные китайские мегаполисы, в этом не остается сомнений.

Поднебесное метро и такси

Стандартизировано и метро в разных городах. Тарифы немного отличаются, но везде применяется одинаковая система оплаты — по расстоянию проезда (кроме Шанхая, где можно покупать дневные абонементы). Система продажи билетов очень современная, как, например, на поездах в Германии: ты сам выбираешь в автомате станцию назначения. И сколько ты проехал, столько, по факту, и заплатил. Можно покупать депозитные карты (собственно все местные так и делают), и тогда у тебя каждый раз просто списывается сумма с баланса. Хорошо и то, что разовый билет и депозитная карта дают одинаковую стоимость проезда — хотя в Европе стоимость проезда по месячному абонементу и разовый проезд могут отличаться в несколько раз.

Нам говорят: «ездишь больше — платишь меньше», но, на самом деле, это способ ограбить приезжего человека, которому приходится втридорога платить за проезд. А в Китае все честно — поездка на десять километров стоит для всех определенную сумму.

Выход из метро тоже производится по билету, и если вы проехали больше чем оплатили, можно доплатить за это на выходе. Это не влечет дополнительных расходов, и, тем более, штрафов — просто лишняя трата времени.

Логистика в метро проработана очень тщательно, подобно советскому метрополитену: одна платформа — одно направление. Вам не нужно высматривать номер поезда, как на трамвайной остановке. Выходы из метро пронумерованы — иногда их может быть более двадцати, — и всегда есть карта выходов в привязке к местности. Если тебе нужно выйти к музею, всегда просто найти номер выхода на карте, и дальше просто идти по указателям с нужным номером. Такое количество выходов помогает решить вопрос с пропускной способностью. Почти на каждой станции китайского метро установлено всего по одному эскалатору в одном направлении — этого хватает даже на центральных станциях 25 миллионного Шанхая в часы пик. Пересадки тоже очень удобные — даже по меркам компактного киевского метро расстояния переходов очень коротки. Особо популярные пересадки устроены так, что нужно просто перейти пять метров на противоположный край платформы. Все и везде дублировано на английском: карты, объявления станций, выходы, указатели. Не может быть такого, чтобы в одном городе был перевод, а в другом нет — везде один и тот же стандарт.

Метро доступно всем жителям городов — это видно невооруженным глазом. В Париже, вы всегда встретите молодежь, перепрыгивающую через турникеты или протискивающуюся вдвоем на один билет. Но за месяц в Китае я не видел такого ни разу.

В Европе за безбилетный проезд полагаются большие штрафы, а на третий раз (так делают у нас в Гамбурге) нарушителя заносят в базу полиции, и при устройстве на работу в государственную компанию у него возникают проблемы. И все равно многие ездят зайцами — потому что репрессивная политика не работает, если у тебя нет денег на билет.

Стандартизировано и такси — цены на них разные в разных городах, но сама структура тарифа везде одинаковая, без маркетингового флуда. Есть стоимость подачи, за несколько километров пути, дальше цена начисляется за каждый километр, и после определенного расстояния, она увеличивается. Если нужно поехать на несколько десятков километров, то примерная цена в такси будет 50 евроцентов за километр. Если же речь идет о сотнях километров и частниках — с ними надо договариваться индивидуально. Однажды меня подвезли китайцы, которые зафрахтовали микроавтобус на 350 километров за 150 евро. Эти 350 км надо ехать 8 часов по горам, иногда выше 4000 метров — так что цена оказалась более чем дешевой.

Понятно, что таксисты народ ушлый и часто не хотят ехать по счетчику. Но в крупных городах их серьезно штрафуют и наказывают — и там таксисты представляют образец честности. Если есть время и желание — всегда можно настоять ехать по счетчику, пригрозив жалобой или просто сидеть и тыкать пальцем в адрес, пока таксисту не надоесть терять время. Но если вы приехали не на тот вокзал, а поезд через час стартует с другого, придется соглашаться на завышенную цену. Хотя я бы рекомендовал общественный транспорт — это дешевле и вы гарантировано приедете куда нужно.

Другая особенность таксистов — привычка добирать пассажиров. В некоторых городах это общепринято, и если вы начнете протестовать, вас просто не поймут.

Если вы не торопитесь, то это даже по-своему интересно. За оговоренную уже цену вы катаетесь по городу гораздо больше, чем предполагалось. Однажды я катался таким образом целый час, и мы сменили за это время пятерых попутчиков. А несколько раз я сам подсаживался в такси с пассажирами. Судя по их реакции, это вполне в порядке вещей: пассажиры охотно включались в процесс моих переговоров с таксистом о месте назначения. Кроме того, в аэропортах и крупных транспортных узлах организованы очереди на такси — официально, как автобусные остановки. Стюарды следят за порядком очереди и оказывают дополнительное дисциплинирующее влияние на таксистов. Такая очередь может казаться большой, но я никогда не стоял дольше пятнадцати минут.

Дороги и машины

Дорожное движение устроено с минимумом развязок и подземных или надземных переходов. Это может сломать привычный шаблон, но это очень удобно — в любом месте ты просто переходишь улицу или совершаешь разворот. Да, это снижает скорость движения в среднем до 40 км час. Но это не такая большая потеря времени и хороший способ для предотвращения серьезных аварий.

Водители почти не пользуются навигаторами — в этом нет необходимости.

В больших европейских городах без них не могут обойтись даже коренные жители — односторонние улицы, развязки и объезды, городское пространство разорвано. В Китае ты просто едешь в нужном тебе направлении. Таксист, даже в большом городе, может просто глянуть в смартфоне на карту, чтобы найти нужное место — дальше нужно просто ехать в этом направлении, не опасаясь проехать поворот или развязку.

Водители не пропускают пешеходов — это правило, а не нарушение.

При этом, все и всегда сигналят: при обгонах, поворотах, перестроениях. Машины для китайского рынка снабжают не таким громким сигналом, а потому постоянные гудки не нервируют, а напоминают перекличку. Это похоже на летучую мышь, непрерывно посылающую сигналы в пространство и получающую отклик. Причем, этот шум дает китайскому водителю еще одну картину дорожной ситуации — наряду с обычной зрительной картиной.

Очень популярны электромопеды — причем, бензиновых мопедов практически нет. Это возможно благодаря низкой скорости движения, низкому количеству угонов и хорошему качеству дорог — выбор между дешевым скутером и малолитражным мотоциклом всегда определяется именно качеством дорожного покрытия. Однажды я прокатился в час пик на таком мопеде по городской пробке с местным водителем — даже на скорости 30–40 км/час адреналина это дает более чем достаточно.

Среди водителей много женщин, и многие из них работают в такси и на тук-туках. Пожалуй, в процентном соотношении их больше, чем я где-либо видел.

Отношение к этому факту совершенно обыденное — я ни разу не наблюдал даже намека на водительский шовинизм по гендерному признаку. Самый отчаянный водитель, с которым я ездил в Китае, была именно женщиной. Она сама вызвалась вести меня на ночь глядя в горы и лес, хотя мы вместе с ней чуть не врезались на горной тропе в другого водителя, а затем заехали на уклон такой крутизны, что из-за дождя машина просто не пошла дальше, и мы 15 минут спускались задом, без возможности развернуться. Ну и торговалась она, как черт!

У меня была идея поездить в Китае за рулем, хотя никакого практического смысла в этом нет — просто для интереса, чтобы сравнить с ездой в других странах. В Китае представлены все основные мировые компании, предоставляющие авто на прокат.

Но получить авто напрокат можно только с китайскими правами, и турист не имеет на это права. В прочем, это и к лучшему — поскольку правила движения тут специфические.

Начиная с 2011 года власти стали вводить экспериментальные ограничения на количество авто. В перегруженных автомобилями административных центрах имеется квота выдачи номерных знаков — примерно 10–20 тысяч в месяц. Ты можешь купить машину так же просто, как пачку сигарет — а вот получить номера, без которых ездить нельзя, весьма и весьма сложно. Для этого каждый месяц проводится лотерея, и везунчикам достаются новые номера, а неудачники автоматически становятся в очередь на следующий месяц. В крупных городах очередь на номера может составлять около миллиона человек, а в отдельных городах проводятся эксперименты с аукционами, и цены за номера взлетают выше 10 тысяч евро. При этом программа по ограничению движения в целом не сворачивается, а наоборот, расширяется на все новые регионы.

Как к этом относиться. Безусловно, количество индивидуального транспорта нужно ограничивать, однако, критерием не может быть имущественный ценз — так что аукционы представляют собой неправильное решение этой проблемы. Кроме того, надо предусмотреть ротацию уже выданных номеров. Но представьте себе, что такие меры позволяют, сократить кол-во авто в Пекине на миллион! Причем, это только те, кто купил авто, несмотря на очередь. Если бы не было очереди, то количество автомобилистов, конечно, было бы куда большим. А миллион авто — это примерно столько, сколько зарегистрировано в Киеве. Достаточно представить себе попытку влить в 20 миллионный город два-три киевских автопарка, чтобы понять — у личного транспорта просто нет будущего.

Поезда с кипятком

В Китае очень хорошо развита сеть железных дорог и внутреннее авиасообщение. Помимо дорогих bullet-train здесь есть и простые дешевые поезда. Так, между городами курсирует множество ночных поездов, которые почти полностью ликвидированы в Европе, а сейчас ликвидируются и на Украине. Я ездил на поездах всех типов и всех классов, и нахожу их очень удобными — насколько это возможно.

Есть правда странный аттракцион, который я не опробовал — так называемые стоячие места, которые стоят ровно столько же, как и дешевые сидячие.

Возможно, их покупают те, кому не хватило сидячих мест. Такие билеты имеются даже на длинные рейсы, такие как «Пекин-Лхаса», который идет более двух суток. Люди с такими билетами обычно стараются занять тамбур, где расстилают заготовленный матрасик. Такие пассажиры не вызывают общественного презрения — это простые люди, которым очень надо хоть как-то доехать.

Однажды я ехал с молодежью в плацкарте — и молодые китайцы говорили, что поездка обошлась им дешево. Хотя, путешествия по Китаю, конечно же, остаются для многих китайцев дорогим удовольствием. Мои собеседники несколько раз высказывали предположение, что я богатый человек, раз могу позволить себе такое путешествие по их стране. Но все же я не могу поверить фильму «Голубой Китай», где герои год собирают деньги на поездку домой на праздники. Поезда в Китае действительно доступны.

Кстати, по всей видимости, где-то в конституции Китая закреплено право гражданина на пользование кипятком. Специальные краны с бесплатной горячей водой есть во всех поездах — даже в самых дорогих «пулях». Более того, такие же краны имеются на всех вокзалах и кое-где в аэропортах.

Люди широко этим пользуются — многие путешествующие везут с собой что-то среднее между стаканом и банкой, с веревочной ручкой и пластиковой крышкой. Внутри нее заварен китайский чай. Его пьют и периодически доливают туда кипяток. Эта привычка не является признаком бедности — обеспеченные люди просто используют дорогие изысканные «банки» и дорогой чай.

На фоне такой транспортной благодати немного неожиданно почти полное отсутствие камер хранения, или их нелепое расположение — например, в зале ожидания.

Если вы желаете оставить вещи на вокзале, чтобы погулять в городе, с этим будут проблемы. Решением может быть хостел — всего за 5 евро вы сможете оставить там вещи и принять после прогулки горячий душ.

Стражи закона

На каждой станции метро надо пропускать сумку через детектор-транспортер, а самому проходить рамку. По мне, это не плохо, и не хорошо — просто особенность, связанная с проблемой уйгурского исламистского терроризма, которая не вызывает у жителей особых эмоций. Интересно и то, что роль досмотрщиков на разных контрольных пунктах — метро, аэропорты, вокзалы — всегда выполняют женщины. Без исключений.

В остальном же, милиции в городах не видно — однако, в Китае очень любят использовать видеокамеры. В такси их минимум две, а в пригородном автобусе — около 5–6 штук.

В национальном парке, на вершине самой дальней горы, где-то на сосне все равно будет стоять камера. Причем, если туда нельзя затащить провод, она будет работать на солнечной батарее и с мобильным интернетом.

Впрочем, я считаю, что камеры, это куда лучше, чем здоровый детина-патрульный с дубинкой и пистолетом. Камеры никого не убивают, да и вообще идея патрулирования улиц людьми в 21-м веке кажется дикостью, которая приемлема лишь как временная мера в исключительных случаях.

Кроме того, городах много передвижных полицейских участков. Это электромобиль на маленьких колесах, рассчитанный на передвижение с одного места стоянки на другое. Вся эта машинка утыкана снаружи камерами и подзаряжается от розетки соседней пельменной. Я не видел такого нигде, хотя идея прекрасная — если бы у меня украли кошелек или обманули в туристической лавке, то вот, в ста метрах эта машинка — я могу подойти к ней и указать пальцем на жулика.

В целом же, политика охраны правопорядка ориентирована не на наказание, а на воспитание и профилактику. Если водитель создает аварийную ситуацию, регулировщик подходит к нему, ругает водителя и помогает безаварийно завершить незаконный маневр.

Порядок нарушен, но ничего ужасного не произошло. А любители жестких наказаний пускай собираются в группы и ходят строем где-то за городом.

Нарушителей правил критикуют. В Пекине в нескольких местах я видел специальных людей, которые следят за порядком в очереди (китайская очередь — это отдельное чудо). И когда кто-то пытался пройти без очереди, его очень уверенно отчитывали, ругали, грозили пальцем и ставили на место. Причем, это делали представители власти. Граждане никогда не будут ругаться друг с другом, даже если кто-то пытается пройти без очереди или проехать на красный свет — ведь для этого есть милиция и разные службы, которых именно для этого освобождают от всех остальных работ, кормят и одевают и обучают, как правильно это делать.

В континентальном Китае я не видел ни одного объявления с предупреждениями о штрафе.

Только в скоростных поездах со скоростью 300 км/час вам объявляют, что если вы закурите, система автоматически остановит поезд, и ваш штраф будет «соответствовать ущербу». Для сравнения, в Гонконге таким угрозами украшен буквально весь город.

При этом, в Китае много социальной рекламы. Она очень тактична и не имеет цели «наказать» нарушителя. Субъектов недостойного поведения не клеймят, а убеждают, что некоторые досадные ошибки могут поставить их в неловкое положение. Например, реклама поясняет, что снимая обувь в поезде, вы можете убить симпатию соседки, а громкий разговор по мобильному мешает другим — ведь человек из провинции может этого не учесть.

Отдельный вид рекламы — это рассказы о разных аспектах жизни в условиях урбанизации. Например, о том, как работает плитка с разметкой для слепых, или зачем производится плановый ремонт скоростных поездов.

Еда, напитки и сигареты

Магазины, кафе, торговые центры — всего этого в Китае более чем достаточно. Но я не видел здесь секонд-хэндов, поскольку заношенная одежда в принципе неприемлема для китайцев. Существуют и рынки — но это скорее часть традиционной жизни, чем основное место покупок. Много торгово-развлекательных центров, где представлены все мирные бренды.

Интересная особенность замечена мной за фастфудами — McDonalds, KFC и Starbucks всегда неразлучны: если вы увидели один из этих фастфудов, то, значит, в десятке метров где-то есть и два остальных. Видимо, привычки объединяться перед лицом враждебного местного населения жива еще со времен опиумных войн.

Визуально китайцы мало пьют. Хотя мне говорили, что если пьют — то серьезно. Если вечеринка, на столе стоит не меньше ящика пива, а когда он опустеет, заказывается еще один. Никаких ограничений на алкоголь я не заметил. В любом магазинчике, газетном ларьке или в торговой палатке в парке можно потреблять как минимум пиво. Пить пиво на лавке нормально — это не вызывает осуждения и не привлекает полицейского внимания, хотя и не особенно распространено.

Зато с вином в Китае явные проблемы. Европейское вино очень дорогое, как и местное, сделанное европейским рецептам, а напитки по местным рецептам вином попросту не являются. В континентальном Китае вино можно купить только в большом маркете, или в специализированном «ликеро-водочном» магазине, по цене в пределах 10 евро. Тем не менее, Китай уже сегодня входит в первую десятку рынков сбыта вина.

Помимо проблем с вином есть проблемы и с кофе, потребление которого здесь очень ограничено. Зато курить можно везде.

Курить принято везде, где не запрещено — кроме транспорта и национальных парков, где есть угроза пожаров. Но даже там есть достаточно зон для курения. Курят в основном мужчины. Курение доступно — это тоже может оценить турист без всякого доступа к статистике. В Европе молодежь крутит самокрутки, чтобы экономить, а ограничения на курение повсеместны. В Китае — наоборот. Таксист, гид, да и вообще любой человек, с которым ты вступаешь в какие-то отношения, всегда предложит тебе сигарету. Сигареты обычны по вкусу и качеству. Считается, что выращивание табака и культура курения в Китае сформировалась независимо от Америки. Но сегодня от аутентичности нет и следа.

Страна строек

Все города Китая активно растут, и в них можно увидеть множество новостроек. Дома строят жилмассивами — здесь нельзя увидеть одинокий недостроенный дом. 5–10 домов по 20–30 этажей представляет собой типовую стройплощадку, и проезжая крупный город насквозь, можно насчитать несколько сотен таких новостроек.

Госпрограммы по социальному жилью как будто бы нет — существуют кредиты, которые выдаются на общих основаниях. Они не дорогие, но их сложно получать из-за требований банков.

Цена жилья — около 1000 евро за квадратный метр в новом доме, расположенном в столице провинции. Не много, но и не мало.

Следует сказать, что землю в Китае можно получить в пользование максимум на 70 лет — в зависимости от ее целевого предназначения. После этого срока земля возвращается в собственность государства. Эта используется и для того, чтобы можно было снести дом для строительства важной магистрали или жилых домов на месте мазанок. И если решено, что дом нужно снести — его снесут, причем, никаких компенсаций за это теоретически не предусмотрено. 

Хотя, при строительстве ГЭС «Три ущелья» государство бесплатно переселило более миллиона граждан, на что было потрачено около 10 млрд долларов — да и в целом в Китае людей не выставляют на улицу просто так. Конечно, у нас любят посетовать на нарушение священных прав частной собственности, однако в США и Европе также сплошь и рядом выселяют людей — причем, в любой момент.

Принцип чистоты

Города Китая хорошо убираются. Ведь чисто там, где убирают, а мусорить нельзя для того, чтобы не быть свиньей — вопреки дурацкой пословице. В Китае дороги централизовано моют машинами, которые также заняты поливом и даже увлажняют воздух в особо жарких местах. Это выглядит как снежная пушка, смонтированная на грузовике — она ездит по городу и выбрасывает вверх двадцатиметровый столб водяной пыли. В парках, на вокзалах и других местах скопления людей ходит или ездит на электромашине уборщик, собирающий мусор.

Учитывая, что люди мусор не бросают, на долю уборщиков выпадает только случайно оброненные бумажки, и одна женщина без особого труда справляется с залом ожидания провинциального вокала.

Уборщикам выдают спецодежду и спецсредства. Иногда это может быть простая метла из бамбука, но по всему видно, что амуниция уборщиков изготовляется и выдается промышленно в масштабе минимум города.

Кстати сказать — Китай единственная страна из тех, где я бывал, в которой решен вопрос общественных туалетов. Они есть как минимум на всех станциях метро — чистые и бесплатные. Кроме того, туалеты располагаются по всему городу — буквально на каждом углу.

Вполне логично дать человеку возможность справить естественную нужду не за углом, а в сортире. Но почему-то из всех посещенных мною стран до такого додумались только в Китае. Наверное, это слишком дорого, для таких стран как, например, Швейцария, где автоматизированные кабины имеют даже отдельные отверстия для выбрасывания шприца, но чтобы попасть в такую кабинку надо заплатить евро.

Кроме того, в Китае нет традиций, которые стали нормой для Европы — это чаевые и уборка туалетов за мелочь, которую бросают в поставленную у входа тарелку.

В Китае чаевые просто не понимают — даже когда я несколько раз пытался объяснить свои намерения жестами и мимикой. Несколько раз меня догоняли уже на улице, возвращая сдачу.

Досуг: днем и ночью

Ночная жизнь в Китае, конечно же, существует — отличие от соседней Индии. Но она особая. Во-первых, здесь почти нет баров в привычном нам смысле. Есть столовые, ресторанчики, рестораны с алкоголем и клубы — а баров нет, хотя существуют популярные места, где уже пытаются имитировать эти европейские заведения, с пивом по цене 7 евро за бутылку.

Простого бара за углом, где можно посидеть на стойке с бокалом дешевого пива — нет. И все простые заведения закрываются около одиннадцати вечера.

Клубы и рестораны имеются на любой бюджет. Они доступны — хотя если есть желание прогулять несколько тысяч евро за ночь, сделать это очень просто. Для большинства местных жителей ночная жизнь летом — это, прежде всего, время, когда не так жарко, и можно попить пиво большой компанией в уличной кафешке, поиграть в бадминтон, потанцевать. Шумных дискотек и караоке не видно — но только потому, что они не пользуются большой популярностью.

В больших городах Китая не так много домашних животных. Парков, где можно было бы их выгуливать, тоже мало — в основном из-за климатических особенностей страны. Но общественное пространство очень востребовано и его стараются создавать, а не отбирать.

Самый популярный способ отдыха — публично организованные танцы. Люди собираются группами в несколько десятков человек, привозят колонку, и что-то танцуют под музыку — вариации на тему латиноамериканских танцев или напоминающую степ аэробику.

Китайцы относятся к этому очень серьезно. Те, кто танцует слабее группы, тренируется в стороне. На больших площадях таких групп может быть одновременно до пяти. Особо популярны в качестве места для танцев вокзальные площади — они большие, и удобны по расположению. В таких местах некоторые занимаются каллиграфией — пишут иероглифы на тротуарной плитке разбавленной чем-то водой, которая высыхает, не оставляя следов. Есть и те, кто тренируется с мечами — мне особенно запомнилась такая тренировка перед крупным офисным центром, как бы в напоминание офисным работникам. Эти развлечения можно наблюдать и в центре Шанхая, и на отшибе — они не являются специфически провинциальными или столичными.

Вопросы языкознания

Английский в Китае не знают. Причем, если фразу «не знаю английский», говорит немец или француз, это означает что в школе он, все же, его учил. В Китае же английский не знаком подавляющему большинству граждан. Моя любимая шутка на эту тему была такой: «Китайский настолько сложный, что его смогло выучить всего 1,5 млрд человек». Я всегда подчеркивал свое незнание китайского, а вовсе не свое знание английского языка.

Похоже, что сейчас дети учат английский в школах и многие родители стараются учить детей этому языку. Часто случалось, что дети подходили ко мне и говорили со мной, а родители явно не понимали о чем идет речь, и дети переводили им нашу беседу. Несколько раз родители сами звали детей, чтобы помочь объясниться.

Вина за такую ситуацию с «языком международного общения» прежде всего, лежит на западных странах.

В Китае все готово для того, чтобы встретить поток европейских и американских туристов. Но его нет. В Пекине почти нет европейцев, и их почти не встретишь при посещении главных достопримечательностей страны.

Спустя 250 лет с момента прибытия посла Британии в Китай, эта удивительная страна по прежнему представляет для европейцев и американцев только экономический интерес. И определенный намек на обиду чувствуется — владеющие английским китайцы часто не спешат пользоваться этим навыком. Однако проявление интереса к их языку и культуре быстро растапливает эту холодность.

Тем не менее, англоязычные источники информации о Китае значительно превосходят русскоязычные во всех аспектах. И без знания китайского или английского путешествие по Китаю может быть очень сложным.

Великая китайская интернет-стена

Как известно, в Китае заблокированы google, facebook и youtube. Однако, это не большая проблема для самих китайцев — поскольку все эти сервисы дублированы местными аналогами. Иное дело туристы. Поверьте, вы даже не можете представить себе, как это неудобно.

Вы не можете установить ни одно приложение на ваш смартфон — ведь google play здесь заблокирован. Bing автоматически переключается на китайский — зайти на его английскую версию нельзя. Купить стартовый пакет для иностранца тоже сложно.

Я скачал с официального сайта картинку с описанием и ценами нужного мне стартового пакета ChinaMobile — крупнейшего мобильного оператора в мире. Но даже в Пекине это помогло лишь отчасти. Продавцы говорили, что у них этого нет, и только с пятой попытки какой-то парень нашел в интернете сервис-центр, в котором мне смогли оформить нужный пакет. Но это только начало проблем — преодолевая одну из них, вы упираетесь в другую. Оказалось, что заранее купленный и прекрасно работающий VPN почему-то работает в этой стране два раза в день. Зайдя на сайт музея, я понял, что он сделан на FLASH — то есть, вы не можете не то что перевести статьи этого сайта автоматически, но даже скопировать текст. И так далее.

Для китайцев же здесь нет особых проблем. Социальная сеть QQ очень развита и заменяет сразу месенджер и мейл. Многие люди вообще не знают, что такое электронная почта и для чего она существует.

Я понял это, общаясь с местными ребятами. «А какое это приложение?» — спрашивали меня они при упоминании об e-mail, хотя выглядели достаточно продвинутыми. Электронная почта стала для многих китайцев тем, чем для нас стал пейджер. Они пропустили момент, когда это было актуально, а сегодня различные китайские мессенджеры делают ее ненужной.

При этом мобильный интернет есть в Китае везде — и в метро, и в горах на высоте 5000 метров. Он очень быстрый — в метро все смотрят видео и фильмы онлайн.

Смартфоны есть практически у всех, поскольку трафик не дорогой. Так, мой совсем не оптимальный припейд позволял мне получать 1 гигабайт примерно за 10 евро.

Национальный вопрос

Если говорить о политике в отношении национальных меньшинств, стоит сказать — Китай, это одна из немногих стран, где она не только декларируется, но и действует на практике. Мне как-то заметили, что туристу сложно судить о социальной политике. Это и правда сложно, когда такая политика остается лишь на словах и на бумаге. В Китае же все работает — и это очень заметно.

Быть представителем национального меньшинства в Китае — это большой бонус. К примеру, до недавнего времени в Китае действовало ограничение на рождаемость — не более одного ребенка на семью. Однако, оно не распространялось на меньшинства.

В любом историческом или этнографическом музее Китая всегда присутствует экспозиция, посвященная культуре меньшинств. Развитие языков и религий меньшинств поддерживается не словом, а юанем — существует множество программ и курсов языков, финансируются религиозные институты и общины.

У каждой национальной группы есть свои особенные законы. Например, тибетцам еще два года назад разрешалось носить холодное оружие. Тибетец мог сесть в самолет с чем-то вроде мачете на поясе, когда у его товарища-китайца отбирали даже маникюрные ножницы. Однако, свободное владение холодным оружием часто заканчивалось кровавыми конфликтами, и сегодня тибетцы сами рады, что два года назад им отменили эту привелегию.

Регионы проживания меньшинств лоббируются и вносятся в охранные списки, включая список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Им присваивают статусы АААА и ААААА (5а — высшая туристическая достопримечательность Китая), строят дороги, вокзалы и прочую туристическую инфраструктуру. Центральное телевидение снимает промо-фильмы про эти богом забытые провинции, открывая их миру.

Есть и совсем невероятные чудеса. Например, в Тибете существует промысел гриба кордицепс. Он является популярным средством традиционной медицины, и в последнее время грамм такого гриба стоит дороже грамма золота. Сложность в том, что этот гриб-паразит растет в тибетском регионе на особых гусеницах, и только в высокогорных районах. Жители Тибета имеют право на сбор и продажу паразитического гриба, и поэтому возле традиционной юрты из шкуры яков нередко можно увидеть припаркованный рядом джип — спичечный коробок гриба может стоить более 10 000 евро.

Мужчины и женщины

Женщины в Китае чувствуют себя совершенно свободно. Уровень сексуальной агрессии очень низкий, а ограничений по гендерному признаку практически нет — так, женщины нередко работают водителями или полицейскими, на совершенно равных правах с мужчинами. Неудивительно, что женщины ведут себя очень независимо.

Молодые девушки совершенно свободно садятся в такси к мужчинам — причем, они запросто могут сами начать беседу и сделать вам комплимент. Я не наблюдал ни одной ситуации, когда женщина стушевалась бы перед мужчиной.

Но китаянка — это далеко не китаец в юбке. Больше всего мне бросилось в глаза то, что женщины почти не курят. Загар остается неприемлемым для многих молодых женщин — хотя в жарком Китае очень сложно соблюдать это требования. Ради этого они активно используют зонтики, перчатки и особые, напоминающие чулки, рукава.

Существует мужская и женская одежда, прически, украшения. На свидание парень должен прийти в брюках и рубашке, а девушка — в платье. Звучит консервативно, но они выбирают одежду с большим вкусом, даже при самом скромном бюджете.

При этом, и для мужчин, и для женщин крайне важно соблюдать правила гигиены. Китаец может согласиться на различные неудобства, но не в ущерб чистоплотности.

В самых дешевых хостелах, которые мне довелось посетить, в комплекте к полотенцам всегда прилагалась зубная щетка и расческа. Там может быть непокрашенная водопроводная труба, прожженный сигаретами ковер, выгоревшие обои — но грязи быть не может негде. Недопустимо ходить в невыглаженном, грязном или сильно поношенном, недопустимо ходить непричесанным и тем более неумытым. Причем, эта чистоплотность и опрятность исходит не из формальностей, и не из страха перед общественным мнением, а от внутренней дисциплинированности, самоуважения и чувства собственного достоинства.

Люди в очереди

Китайская очередь — это совершенно особое явление. Как и многое в Китае, его можно неправильно понять и тем самым испортить себе все впечатление от этих прекрасных людей. Очередь в нашем классическом понимании строится на принципе «первый пришел, первый ушел». Стоя в очереди, мы запоминаем человека, за которым вы ее занимали. Обойти этого человека — это, как минимум, хамство. В Китае же все иначе. Очередь понимается здесь как препятствие на пути к цели, которое нужно преодолевать, используя для этого определенные правила. Основное из них — «всегда занимай свободную клетку, если она ближе к цели».

Если мой сосед зазевался и не сделал шаг на освободившееся перед ним место, я могу это сделать совершенно спокойно. При этом сам сосед даже не посмотрит на меня — все произошло естественным образом. При этом, если кто-то пытается пройти без очереди, его критикуют.

Поскольку «очередь» является одним из базовых понятий теории алгоритмов, а это уже моя профессия, я попытался сравнить оптимальность европейской и китайской очереди. В очереди в мавзолей Мао в Пекине я провел часа полтора — потому что с непривычки был самым медленным участником очереди. В то же время, я заметил своих самых активных соседей — в результате на «финише» через полтора часа разрыв между нами составил 5–10 минут.

Несмотря на кажущуюся несправедливость, китайская очередь в определенном смысле удобнее для человека: если ты торопишься, ты можешь немного ускорить свое продвижение, а если нет — тебе не нужно концентрироваться на соблюдении очередности, и переживать не нарушил ли ты чьего-то права быть первым. На самом же деле, это вершина айсберга, имя которому китайская этика. Китайцев называют эгоистами, но это не совсем так.

С одной стороны, тебе всегда предложат закурить. С другой стороны, обедая из одного котла, каждый будет стараться взять кусок получше, не переживая, что кому-то достанется кость без мяса. Если человеку в автобусе хочется открыть окно, он открывает его, не спрашивая сидящих позади о сквозняке.

А сидящие позади даже не отреагируют, полностью признавая право человека так поступать — даже если им дует. Люди очень доброжелательны и готовы помочь вам, но без самопожертвования со своей стороны.

За месяц я не смог даже примерно привести к общему знаменателю этические понятия китайцев. Не торопитесь с выводами и вы, встречая этих во многом особенных людей.

Музейные проблемы

Центральные музеи Китая почти всегда располагаются в новых, специально построенных по последнему слову архитектурных трендов зданиях. Их экспозиции очень богатые и хорошо подобраны. Многие музеи предоставляют и социальное пространство — кафе, библиотеки, культурные клубы.

Все главные музеи бесплатны, однако вы получаете билет — это способ контроля за посещаемостью музея.

Выдается билет по паспорту, и это довольно формальная процедура. Паспорт — кусочек пластика размером с кредитку — сканируется специальным устройством, как, например, на вокзалах. Впрочем, при виде моего паспорта мне просто давали билет, даже не смотря на непонятные буквы. Однажды я забыл паспорт, но билет выдали без проблем.

Но есть и проблемные моменты. Фарфоровая ваза с голубыми драконами будет подписана «Фарфоровая ваза с голубыми драконами». Ни даты, ни локации, ни указания на то, оригинал это или реплика — ничего этого не указано.

Самые трагичные, и в то же время самые интересные события истории Китая никак не отражены в экспозициях основных музеев. Там почти не представлена история ХХ века и все прочие противоречивые моменты в истории страны. Так что, собираясь в Китай, очень полезно поинтересоваться его историей до отъезда.

Сегодня в Китае активно популяризируется Сунь Ятсен — лидер буржуазно-демократической революции 1911 года и первый президент Китайской республики 1912 года. Либерал Сунь Ятсен — официально его называют отцом нации — заметно полевел к концу своей политической карьеры. Похоже, китайские элиты думают, что по этому мостику можно пройти и в обратном направлении — от социализма к буржуазной демократии. Так или иначе, память о Сунь Ятсене старательно чтят, а многочисленные мемориалы поддерживаются в образцовом состоянии.

Не так давно с музеями был связан большой скандал. В Национальном Музее Китая в Пекине прошла выставка Louis Vuitton — на площади Тяньаньмэнь в паре сот метров от Мавзолея. Такой либерализм шокировал даже статусных либералов. Некоторые из них — к примеру, известный профессор Пекинского университета — раздавали западным изданиям возмущенные интервью, заявляя, что музеи — не место для показательного буржуазного потребления.

Европейцы в Китае

Быть белым туристом в Китае удобно — особенно, если ты знаешь китайский язык. Конечно, кое-где тебе могут попытаться назвать цену в два раза выше реальной. Но в остальном отношение хорошее — люди всегда отзываются на просьбы помочь и терпеливо относятся к тому, что ты чего-то не понимаешь или делаешь что-то не так.

Если бы мне пришлось охарактеризовать атмосферу китайских mainland-городов одним словом, я бы выбрал слово «дружелюбие». Но для многих европейцы до сих пор являются диковинкой — так, несколько студентов признались, что я первый иностранец которого они видели. Отсюда понятная привычка фотографироваться с туристами — иногда на фотографирование выстраивались микроочереди.

Но не стоит слишком расслабляться. Вы полностью можете рассчитывать на дружелюбие китайцев, но если вы надумаете упасть, подушку вам никто не подстелет.

Если вы заблудитесь в национальном парке и не успеете на последний автобус, скорее всего, будете ночевать с обезьянами под кустом. В Китае никто не ограждает вас от неприятностей, и если путь открыт, и на нем нет десятка предупреждающих табличек, это вовсе не гарантия безопасности.

Ключевой принцип в отношении китайцев к европейцам и американцам — это чувство собственного достоинства. Не нужно путать его с чувством собственного величия. Я бы выразил это чувство так: «дорогой гость, мы очень рады приветствовать тебя в Китае и надеемся, что ты вернешься домой с хорошими воспоминаниями о нашей великой стране, как это происходит с путешественниками уже много сотен лет». Китайцы искреннее желают, чтобы турист составил самое лучше впечатление об их стране. И такое гостеприимство очень ненавязчиво и ни к чему не обязывает.

Конечно, в бывших европейских колониях — Гонконге и Макао — все по-другому. Там очень много белых туристов. А вот в Лхасе европейцев оказалось куда меньше чем я ожидал от этих ворот Эвереста. Да, это удивительно, но Лхаса оказалась почти не туристическим городом.

Какого цвета Китай?

Я мог бы еще долго писать о Китае — о его горах и пляжах, пустынях и мегаполисах, о его тысячелетней истории, разнообразной культуре, и конечно о его прекрасных людях. Но всему нужно подводить итог. В дополнение к этим путевым заметкам вы сможете найти много фото и комментариев на facebook по тэгу #ilya_in_china.

Мне вряд ли удалось скрыть восхищение Китаем. Однако восхищение не делает эту прекрасную страну идеалом. А уж, тем более, социалистическим идеалом и примером для подражания. Современное государство Китай не имеет никакого отношения к цвету собственного флага.

Доказывать преимущество коммунизма перед капитализмом на примере Китая было бы тем более чем нелепо. Однако, Китай — это серьезная альтернатива нашему миру, который обычно представляется безальтернативным вариантом для всех жителей планеты. И лицо этой реальности оказалось на удивление человечным. Китай сегодня — это полуторамиллиардный «другой мир возможен».

Это мир без опустившихся бомжей, мир бесплатных музеев, дешевой еды для всех и доступного достойного транспорта. И этот «другой мир» в 200 раз больше гнилого мирка на берегу Женевского озера, который считается эталоном нашей реальности.

В современном мире, где безраздельно царит тотальный диктат общественного мнения, очень важно иметь силы сказать: «это не по мне, нужно иначе». Эта фраза — первый шаг на пути от раба к революционеру. Китай не является образцом социального устройства общества. Но самая большая страна в мире прямо сегодня демонстрирует, что мир может жить иначе. Когда наших стариков лишают пенсий, детей — школ, крестьян — земли, а студентов — образования, Китай показывает альтернативу этой политике.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //