Никогда не задумывались, почему на ТВ так непропорционально щедро представлены разного рода фрики? Почему вменяемой, без эпатажных крайностей, позиции по вопросам, интересующим большинство, днем с огнем не найти?
Почему если либерал — то обязательно родом из девяностых, ограбивший через приватизацию полстраны? Почему если коммунист — то сразу чтоб за Сталина, Берию и Гулаг? А если националист — то «хватит кормить Кавказ» и «победа Колымы над Бухенвальдом»?
Не задумывались, почему повестку задают организации типа SERB или «Офицеры России», или ньюсмейкеры типа Энтео или Павленского? Почему в студиях телевизионных ток-шоу галдят, перебивая и закрикивая друг друга, приглашенные украинские «эксперты» уровня небезызвестного Ковтуна и местные, российские оракулы такого же типа?
На самом деле все просто. Существует такое понятие, как пространство для общественной дискуссии. Радикалы и фрики выполняют в его рамках важную функцию — они выполняют структурообразующую роль, очерчивают границы допустимого. Задают некие точки эстремума, между которыми могут разместиться более умеренные позиции.
Фрики и людоеды, шуты и паяцы безопасны для власти. Если одну крайность представляет Павленский, а ему противостоит дискурс «Спутника и погрома», то на их фоне какой-нибудь чиновник из «Единой России» в сером пиджаке сможет себя успешно продавать в качестве центриста и хранителя стабильности. Как говорится, если не он, то кот.
Собственно, именно в этом и состоит секрет так называемой «управляемой демократии». Зачем держать и не пущать, если можно модерировать и сталкивать лбами. Хотите зрелищ и острых дискуссий? Так нате вам — радикальные феминистки против детского омбудсмена. Или «Родительские комитеты» против ювенальной юстиции. Или «Офицеры России» против фотовыставок. А для тех, кто любит погорячее, можно и реалити-шоу «Pussy Riot против РПЦ» «замутить». Главное, чтобы концентрированные крайности рвали друг дружку на части на глазах у публики, вынуждая обывателя самоопределяться по контраверсионным вопросам, и занимать не просто чью-то сторону, а «самоупаковываться» в заранее подготовленную маргинальную, а оттого неопасную нишу.
На Украине эта схема устроена похожим образом и сбоев почти не дает. Правда, в «незалежной» имеется и своя специфика. Если в РФ дискурс канализирован в область общественной морали, то в бывшей УССР он предельно политизирован. Аборты, православное воспитание и гомосексуальные браки так и не стали дискурсообразующими вопросами, уступая в ранжире темам НАТО, евроинтеграции, языка, отношений с Россией и тому, как же, собственно, обустроить Украину.
При этом в Киеве, так же, как и в Москве, кукловоды-модераторы стараются не допускать в телевизор умеренные и вследствие этого выполнимые идеи, закрывая их носителям путь к массовой аудитории.
Оттого вы ни при «тиране» Януковиче, ни сейчас, при «демократе» Порошенко, не увидите на экранах какого-нибудь благообразного профессора из Одессы или Киева с разговорами о федерализации или разграничении полномочий между центром и областями. Это — зона табу. Зато «боевики террористической организации ДНР» — вот они, голубчики. Пусть и не прямой речью, а в пересказе патриотических журналистов и участников АТО. Этакие черти с рогами цвета триколора, убивающие пачками «наших хлопців на Сході» и ежечасно нарушающие минские соглашения.
С другой стороны, после майдана на Украине была резко сдвинута вправо граница дискурсивно дозволенного — вплоть до самых радикальных и откровенно людоедских идей о резервациях для «ватников» по образцу ЮАР эпохи апартеида, или рассуждений о желательности убийства миллионов «лишних» людей. Это теперь можно. И проповедуют это уже не фрики, как раньше, а вполне рукопожатые патриоты. Ну, может, слегка более радикальные чем остальные, так чего вы хотите — война же.
Эпатажные людоеды вроде Дмитрия Корчинского, допущенные в студию и получившие там слово, выполняют еще одну важную функцию в процессе промывки мозгов обывателю. Это уже часть технологии, известной, как «окна Овертона». Дело в том, что взятый en masse украинский «телепузик» вовсе не так уж кровожаден, как это может показаться со стороны после «маршей УПА», факельных шествий «Азова» и прочих спецэффектов.
Но на фоне погромных речей Корчинского предложения солидных господ из какого-нибудь «Народного фронта» иди БПП «просто» запретить русский язык на железной дороге, или увольнять нелояльных «программе декоммунизации» учителей кажутся патриотичному обывателю верхом благоразумия, умеренности и едва ли не государственной мудрости. «Вы недовольны тем, что мы приняли закон, обязывающий вас носить желтые звезды? Ну, так скажите спасибо. Есть мнение (показывая пальцем), что нужно было принять закон о крематориях».
Но самое интересное начинается обычно тогда, когда в уютный, и модерируемый ловкими и натруженными руками виртуальный театр Карабаса Барабаса врывается не предусмотренная сценарием живая и настоящая жизнь. Тогда возникает эффект, описанный в концовке «Мечтателей» Бертолуччи. Помните, когда «улица пришла в комнату», где главные герои вот уже много дней предавались своим маленьким эскапистским удовольствиям.
И неожиданно выясняется, что по-настоящему важные вопросы мы даже не обсуждали. И искать ответы на них придется за пределами телевизионного ринга с разведенными по углам фриками.