1972 год. Союз нерушимый был еще здоров и светел. Советские люди смотрели в кинотеатрах «А зори здесь тихие» и по телевизору – матчи хоккейной суперсерии «СССР – Канада». Редким счастливчикам доставались билеты на «Гамлета» с Высоцким, широким же массам оставались «Эти глаза напротив» по «Маяку». И пока одни граждане собирали на троих 3 рубля 12 копеек на модный портвейн, другие копили каждый рубль на «Копейку» ВАЗ-2101, уже второй год считавшийся чудом советского автомобилестроения. И вот на этом фоне в декабре 1972-го с конвейера сошел первый УАЗ-469. Судьба уготовила ему место главного отечественного внедорожника, пережившего смену эпох и поколений и без особых проблем и изменений докатившегося до наших дней…
Больше десяти лет понадобилось заводчанам из Ульяновска, чтобы разработать и построить в начале 70-х достойного преемника для ГАЗ-69. Но автомобиль того стоил. Казалось, что непроходимую для него высоту еще не придумали. Серийные автомобили без специальной подготовки поднялись на Эльбрус, покорив высоту в 4200 м. Экспортировался «Козлик» аж в 80 стран мира, причем представлен был на всех континентах, кроме Австралии. В Латинской Америке УАЗ-469Б (индекс «Б» означал гражданскую версию без колесных редукторов на мостах) называли неразрушимым. «Уазик» ездил там, несмотря на варварские условия эксплуатации! Но главным его поприщем, конечно, была армия.
Требования, которые поставили военные, были беспрецедентные: 400 мм дорожного просвета, дабы автомобиль мог ехать по танковой колее, 7 посадочных мест и 800 кг грузоподъемности. Добавьте сюда надежность и возможность ремонта в чистом поле без специальных инструментов. Задача была наисложнейшая, однако инженеры с ней справились, разработав по ходу самый популярный в народе девайс, связанный с «Козликом» – военные мосты.
Внешнее зацепление в колесных редукторах заменили на внутреннее, расположив шестерни не «друг над другом», а «друг в друге», что позволило выиграть дополнительные 40 мм дорожного просвета. Требуемых 400 мм все равно не выходило, но Министерство обороны пошло на уступки, а автомобиль – в серию.
Итак, 15 декабря 1972 года, после многих лет мучений и испытаний, УАЗ-469 наконец-то сошел с конвейера. Рамный внедорожник получил 75-сильный ульяновский мотор, четырехступенчатую МКП с раздаточной коробкой в одном корпусе и безредукторные «колхозные» мосты. Армейский вариант вышел спустя полгода – летом 1973 года. Причем цельнометаллическая версия появилась еще позже – сначала все машины строились с тентом.
Заполучить автомобиль мог далеко не каждый. «Уазики» не были рассчитаны на частных владельцев – у машин даже не было запирающих замков на дверях и капоте. Огромная страна требовала больше автомобилей. Сейчас легенду может купить каждый.
Перед нами финальная версия легенды – «Хантер». Все тот же культовый зеленый неметаллик МЛ-12, все тот же бензиновый ЗМЗ-409, старый и прожорливый, выдающий по паспорту 128 «лошадей». Везде честное железо, даже решетка радиатора – и та металлическая. Фирменная «ласточка» блестит уверенно и гордо. «УАЗ» стоит стеной, уступом, непреклонный ни перед временем, ни перед обстоятельствами.
Из принципиальных отличий – отечественные шины Contyre Expedition с мощными грязезацепами на штампованных дисках черного цвета да аэрография «Победная серия»: автомобиль выпущен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Изображение нотного стана на бортах «уазика» отсылает зрителя к культовой музыкальной эскадрилье, воспетой в фильме «В бой идут одни старики».
Замок зажигания слева, как у конкурента – Land Rover Defender. Аналоговые приборы в центре металлической приборной панели. Тумблеры и рычаги вместо кнопок и сенсорных дисплеев. Время остановилось, наблюдая за этим исполином.
Относиться к «Хантеру» можно по-разному, и каждое мнение имеет место быть. В городе он тяжеловат. Стояние в пробке превращает ноги и спину в сплошной участок боли, а езда на скорости свыше 100 км/ч напоминает остросюжетный фильм. Но, Бог мой, сколько же уважения он вызывает одним своим видом! Сколько радости и гордости в глазах тех, кто сидит за штурвалом этого старика! Без малого две недели репортеру «НИ» довелось провести за рулем «Победной серии», и ни один человек не попросил уступить дорогу! Ни один! Объезжали, обгоняли, показывая большой палец и мигая аварийкой, словно теша самолюбие главного внедорожника великой страны.
Но и для него настал час уступить дорогу молодым. В 2011 году Вооруженные силы РФ как главный потребитель наследников 469-го отказались от закупок.
Спрос на «Хантер» на «гражданке» по-прежнему высок, ибо автомобиль не имеет альтернатив. Однако выпускать внедорожник Ульяновский завод дальше просто не может: оборудование конвейера требует колоссальных инвестиций для продолжения сборки. Посему было принято историческое решение: жизненный путь УАЗ-469 оборвется в 2015-м, на 43-м году жизни. Нынешний год станет дембельским аккордом на конвейере.