Смоленская церковь в селе Софрино

В селе Софрино Пушкинского района в километре от Старого Ярославского шоссе находится замечательная церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная в конце XVII века в стиле московского барокко. По архитектурному облику она близка известным столичным образцам – церкви Знамения на Шереметевом дворе, церкви Покрова в Филях, Троицкой церкви в Троице-Лыково. Главными святынями храма являются иконы Смоленская и Боголюбская. Каждый четверг здесь служится молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

Известный собиратель русского фольклора Михаил Николаевич Макаров издал в 1830 году «Журнал пешеходцев от Москвы до Ростова и обратно в Москву». В этом сочинении он описывал пеший путь, который предпринял вместе со своим товарищем по Троицкой дороге. Путь пешеходцев пролегал через село Софрино. Краткое описание этого места можно считать одним из первых в литературе: «В стороне от большой дороги вы видите Софрино, село принадлежащее славному в свое время графу Ягужинскому. Ныне им владеет графиня; а до Петра и при Петре Великом это была любимая, (так говорят) собственная местность царевны Софии Алексеевны. Дом Ягужинских был дворцом ее. Вам укажут еще ее рощи, насажденные собственной ее рукою, ее любимый пруд, где она по вечерам слушивала песни крестьян и тогда же, может быть, в мечтах, уже готовила себе трон царства непобедимого. – О, София!» М.Н. Макаров предполагал, что название села происходило от имени царевны Софьи, однако в введении к «Журналу пешеходцев…» автор откровенно признавался, что такие пешеходцы как он «излишне богаты сказками и… другими недостатками в доказательстве повествовательном». На самом деле Софрино едва ли было связано с именем царевны.

Смоленская церковь в селе Софрино

Другой исследователь-этнограф и краевед XIX века Иван Михайлович Снегирев в шестом томе сборника памятников Москвы и Подмосковья дал более детальное описание Софрино и его церкви. В древних документах село называлось несколько иначе – Софориным. Снегирев предположил, что название произошло от фамилии некоего Ивана Сафарина, жившего в конце XV века. Позже Софорино или Сафарино переиначили в Софрино.

В конце XVII века дворцовое село Сафарино стало вотчиной боярина Федора Петровича Салтыкова. Его дочь Прасковья Федоровна была выдана замуж за Ивана Алексеевича – сына царя Алексея Михайловича, рожденного от первой жены Марии Милославской. Таким образом, зять Салтыкова был соправителем Петра, его внучка стала императрицей Анной Иоанновной, а праправнук малолетний Иоанн Антонович недолго именовался царем при регентстве Анны Леопольдовны. Надкупольный крест Смоленской церкви венчает корона – это  напоминание о том, что строитель церкви породнился с царской династией Романовых. В подцерковье алтарной части Смоленского храма уцелело захоронение владелицы села в XIX веке Варвары Николаевны Ягужинской, в девичестве Салтыковой. Строитель храма боярин Федор Петрович Салтыков был братом ее прадеда. С внешней стороны алтаря сохранилась и чугунная плита с указанием на место погребения графини Ягужинской-Салтыковой.

Смоленская церковь в селе Софрино

Во времена И.М. Снегирева в Софрино по обеим сторонам речки Талицы на соседних холмах стояли сразу две церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Первая – сохранившаяся до наших дней – была возведена из камня в 1690-е годы упоминавшимся выше Ф.П. Салтыковым как домовой храм при боярских палатах. Вторая церковь стояла на кладбище. В архитектурном отношении она, в отличие от каменной, не представляла большой ценности – это был обычный деревянный сруб наподобие избы с пристроенным алтарем, трапезной и звонницей.  В грамоте московскому патриарху Адриану боярин Салтыков указал, почему хотел возвести новую каменную церковь рядом, а не вместо ветхой: строительные рвы для фундамента могли повредить могилы на старом погосте, который окружал деревянную церковь.

Деревянный храм, боярские палаты и большая часть внутреннего убранства каменного храма утрачены. В описании икон Смоленской церкви И.М. Снегирев указывал местные и чтимые образы в иконостасе: Спасителя, Божией Матери, святителя Василия Херсонского и преподобного Сергия Радонежского. На восточной стене алтаря в XIX веке хранился «древний образ святителя Николая, писанный в греческом пошибе на круглой доске и в старинном серебряном чеканном окладе с финифтяными изображениями Деисуса в венце». В ризнице хранилась необычная реликвия – символическое изображение российского герба «под тремя коронами, осененного Спасителем и благословляемого Божией Матерью в короне и с крылами в виде Софии Премудрости». Над Божией Матерью-Софией и вокруг щита приводились цитаты из псалмов и книги Апокалипсиса, а под щитом был изображен пятиглавый храм в окружении монахов.

Смоленская церковь в селе Софрино

В 1930-е годы церковь в Софрино закрыли, и ее убранство было разорено. Однако старый храмовый образ Смоленской Божией Матери уцелел, потому что верующие успели перенести его в соседнюю Вознесенскую церковь села Рахманово. Этот храм был единственным в округе, который не закрыли в советский период. Прошли десятилетия, и в 1990-е годы с крестным ходом Смоленскую икону торжественно перенесли обратно из Рахманово в софринский храм. Другой почитаемой иконой в Софрино является Боголюбский образ Богородицы. В конце XIX века по молитвам у этой иконы в окрестностях прекратилась эпидемия холеры.

Смоленская церковь в селе Софрино

Антон Саков

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //