В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[1] временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин[2] не вправе:
— по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание;
— избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.
Указанные положения не распространяются на временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, избирающего место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, либо вне пределов указанного субъекта Российской Федерации, в связи с получением статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или в связи с переездом данного иностранного гражданина к новому месту жительства гражданина Российской Федерации, указанного в подпункте 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Следует отметить, что понятие «место проживания» в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
При этом, отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[3].
Федеральный закон № 109-ФЗ предусматривает постановку иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрацию иностранных граждан по месту жительства.
Рассматривая взаимосвязанные положения Федерального закона № 115-ФЗ и Федерального закона № 109-ФЗ, следует, что регистрация временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина по месту жительства вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не допускается.
Исключение составляют случаи изменения хместа жительства в связи с получением временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или в связи с переездом его к новому месту жительства гражданина Российской Федерации, указанного в подпункте 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
При подаче временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином заявления о регистрации его по месту жительства вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, подтверждение наличия названных выше обстоятельств необходимо осуществлять в рамках контрольно-надзорной деятельности.
При переезде иностранного гражданина в другой субъект Российской Федерации его учетное дело направляется в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по новому месту жительства на основании запроса данного подразделения.
Регистрация временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина по месту жительства в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 109-ФЗ.
Каких-либо ограничений или преференций в постановке временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина на учет по месту пребывания как в пределах, так и вне пределов соответствующего субъекта Российской Федерации, на законодательном уровне не предусмотрено.
[3] Далее — «Федеральный закон № 109-ФЗ».