Иногда даже хороший фильм может пустить ко дну студию, которая его выпустила. Потому что — признание потомков и одобрение кинокритиков на хлеб не намажешь.
«Клеопатра» (1963 год)
«Клеопатра» с Элизабет Тейлор, вышедшая на экраны в 1963 году, сегодня считается классикой, а к моменту премьеры чуть было не погубила своих — студию Fox. Бюджет фильма изначально планировался не более $2 000 000, но в итоге вырос до $44 000 000 (в переводе на современные деньги это около $300 000 000), так что «Клеопатра» считается одним из самых дорогих фильмов в истории. Продюсеры хотели видеть в главной роли исключительно Элизабет Тейлор, но своенравная актриса заявила, что не будет сниматься меньше, чем за $1 000 000, и продюсеры пошли на этот шаг.
У фильма постоянно менялись режиссеры, а сценария как такового не было, поэтому съемки очень сильно растянулись. К тому же Элизабет Тейлор выбыла из проекта на 8 месяцев по причине серьезной болезни, актрисе даже делали операцию. В довершение ко всему во время съемок у Элизабет Тейлор случился бурный роман с Ричардом Бертоном. В итоге они оба развелись со своими супругами и поженились. «Клеопатра» получила 4 «Оскара» из 9 номинаций, а студии Fox пришлось продать 300 акров земли, принадлежавших ей, чтобы расплатиться по кредитам.
«Парни, что надо!» и «Дважды много лет назад» (1983 год)
Легендарная студия, основанная Адамом Лэддом младшим, который дал зеленый свет «Звездным войнам» преследовала амбициозные проекты. Таким была, например, экранизация книги Тома Вулфа о заре астронавтики в США «Парни, что надо». Фильм получил четыре «Оскара», но провалился в прокате. А после такого же финансового неуспеха и с картиной «Дважды много лет назад» — компания вынуждена была закрыться.
«Остров головорезов» (1995 год)
В 1994 году студия Carolco, выпустившая до этого успешные фильмы «Терминатор 2: судный день» и «Основной инстинкт», взялась за дорогостоящий проект Пола Верховена «Шоугелз». А попутно решила вложиться в приключенческий фильм о пиратах, который мог стать либо счастливым билетом для компании, либо, наоборот, пустить ее ко дну. Случилось второе.
Дорогостоящие съемки на Мальте. Постоянные пищевые отравления актеров и съемочной группы, затянувшиеся съемки и в завершение ко всему — абсолютно бездарная рекламная кампания принесли фильму колоссальные потери. При бюджете почти в $120 000 он собрал всего около $10 000 000. Студия вынуждена была объявить о банкротстве и закрыться.
Любопытно, что пистолет одного из героев картины перекочевал в «Пиратов Карибского моря» — самую успешную пиратскую франшизу всех времен и народов. Там его можно увидеть у капитана Барбоссы.
«Титан: после гибели Земли» (2000 год)
После временного затишья 1980-х, в 90-е Disney своими картинами «Король Лев» и «Русалочка» доказал, что полнометражная анимация — весьма выгодный продукт. И в 1994 году компания Fox решила повторить успех этих мультфильмов, для чего были приглашены режиссеры Гэри Голдман («Все псы попадают в рай») и Дон Блут, на чьем счету уже был успешный мультфильм «Американский хвост».
Первая работа студии Fox Animation — «Анастасия» , была скромной по затратам, но имела успех у зрителей. После чего был запущен амбициозный проект «Титан после гибели Земли». В его создании использовались как традиционные технологии, так и новейшая по тем временам компьютерная графика, и производство обошлось в $75 000 000. Роли озвучивали знаменитые актеры: Мэтт Деймон, Дрю Бэрримор и другие… Планировалось также выпустить игру под консоль Playstation. Но в первые выходные после выхода мультфильм собрал скромные $9 400 000, а потом эта сумма выросла до $22 000 000. Разработка игры была свернута, а студия закрыта.
В историю «Титан: после гибели Земли» вошел тем, что он был первой картиной, переданной через Интернет. Для предварительного просмотра в Атланте 6 июня 2000 года фильм был передан в цифровом формате от голливудской студии за 3 000 миль к цифровому проектору в кинотеатре торгового центра «SuperComm».
«Золотой компас» (2007 год)
New Line Cinema не считались студией, склонной к риску. Они, конечно, выпустили «Властелин колец» Питера Джексона с бюджетом в $200 000 000, и, возможно, из-за этого утратили чувство осторожности, затеяв выпуск проекта «Золотой компас». Стоимость первой части (которая впоследствии осталась единственной) была $180 000 000. В итоге на американском рынке фильм собрал $70 000 000, а на международном — $260 000 000, но сутдию это не спасло, потому что права на зарубежные показы были проданы другим компаниям. В итоге студия разорилась и была поглощена Warners Bros.
Фильм тем не менее даже получил «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты», и по слухам компания сейчас ведет переговоры о том, чтобы снять сериал по мотивам книг, которые легли в основу фильма.
«Эта прекрасная жизнь» (1946 год)
Сегодня фильм «Эта прекрасная жизнь» считается общественным достоянием в США и его традиционно показывают в сочельник (нечто подобное у в России происходит с «Иронией судьбы»). Однако в момент выхода картина стала величайшим разочарованием для создателей: режиссера Фрэнка Капры и его друзей Джорджа Стивенса и Уильяма Уайлера, которые открыли новую независимую студию The Liberty. После выхода «Этой прекрасной жизни» ее пришлось закрыть.